Кариес

Кариес: общая информация и основные «клиенты» заболевания

Кариес является патологическим процессом, который может проявиться сразу после появления, как молочных, так и коренных зубов, во время которого эмаль утрачивает минералы и размягчается, образовывая неэстетичные полости.

Кариесу подвержены люди, которые:

• не уделяют гигиене рта достаточного внимания;
• сладкоежки;
• курильщики;
• люди, имеющие плохую наследственность;
• пациенты, проживающие в нестабильных с экологической точки зрения, районах;

Причины образования кариеса

Главной причиной развития кариозного процесса современные стоматологии считают изменение кислотно-щелочного баланса. Процесс протекаете под налетом, во время гликолиза углеводов, который осуществляется патогенными бактериями. Также к списку причин относятся следующие факторы:
• образование в полости рта кислотных соединений органического типа (молочной, муравьиной, масляной, пропионовой кислот);
• восприимчивость зубов к деминерализации;
• нехватка фосфора и других важных веществ в зубной эмали;
• неправильное питание, состоящее преимущественно из углеводов;
• употребление некачественной воды;
• вязкость, количество и качество слюны;
• генетическая наследственность;
• проблемы со здоровьем;
• время, на протяжении которого вышеупомянутые кислоты воздействуют на зубную эмаль;
• нехваток витаминов, минералов и других веществ в питании матери в тот момент, когда ребенок находится в ее утробе;
• неправильная и несистематическая гигиена рта.
• редкие визиты к стоматологу.

Диагностика кариеса

Наиболее простой является диагностика глубоких форм кариеса – она не представляет сложности ни для стоматолога, ни для самого пациента, который может увидеть кариозные полости с внешней стороны зуба, а стоматолог, при помощи зеркальца увидит их и сзади. Сложнее обнаружить процесс, появившийся на боковых, соприкасающихся между собой сторонах зубов, для чего используется диагностика холодом.

Хорошим способом распознать кариес в стадии «пятна» является рентген, и окрашивание поверхности метиленовым синим или фуксином (розоватый цвет), правда, некоторые стоматологи применяют методику осушения, при использовании которой эмаль теряет свой блеск.

А вот начальная и скрытая формы кариеса обнаруживаются методикой «транслюминесценции» - зуб просвечивается фотополимезатором с обратной стороны, показывая, где именно начался процесс.

В домашних условиях кариес определить несложно – зубы начинают ныть, на поверхности появляются полости с неровными краями, которые могут травмировать язык, а во рту «стоит» стойкий, неприятный запах, поскольку в образовавшейся полости задерживаются и начинают гнить остатки пищи, которые практически невозможно вычистить. Кроме того, на эмали можно заметить появление черных пятнышек.

Симптомы заболевания

Симптоматика кариеса достаточно очевидна любому стоматологу. Так, типичными проявлениям заболевания является боль, возникающая от холодной воды или воздуха, химически раздражающих зуб веществ, а также при надавливании на истонченную кариесом часть эмали. Боль проходит, если убрать раздражитель, если же она возникает произвольно, значит, кариес развился в более глубокую форму – пульпит.

Дополнительным признаком кариеса является истончение эмали и появление полостей с неровными краями, в которых собирается еда.

Патологическая анатомия, как начальная форма кариеса и ее лечение

Это самая начальная, первая стадия возникновения кариеса, когда заболевание еще не переходит в свою поверхностную и другие формы. Стадия характеризуется появлением на поверхности зуба белых пятен, свидетельствующих о том, что из него вымываются минеральные вещества. Цвет пятна может меняться – от белого до черного, что свидетельствует о глубине протекания заболевания. Но, данный процесс является обратимым и при правильно назначенном лечении зубной единице можно вернуть целостность.
Лечение заключается в том, чтобы восстановить эмаль, насыщая ее веществами, утерянными во время кариозного процесса. Как правило, медики применяют консервативные методы, во время которых не используются бормашины и другие травмирующие инструменты.

Обязательно проводится гигиена полости рта, заключающаяся в удалении зубного налета и камня, поскольку они способствуют развитию данного процесса. Затем на «белый» участок накладывают специальные примочки на основе глюконата кальция и фтористого натрия (15 процедур позволяют решить проблему и вернуть зубу его целостность). Более современным способом является применение паст, содержащих флористый натрий и агар-агар в меньшей процентной дозировке, чем при наложении примочек, что позволяет более бережно работать с зубом. Деткам кариес начальной стадии может обрабатываться ионами серебра.

На этом этапе задача врача заключается не только в осуществлении гигиенических и лечебных процедур. Стоматолог должен научить своего пациента правильно ухаживать за зубным рядом, что позволит избежать подобных проблем в будущем.

Поверхностный кариес

Данная разновидность кариеса поражает исключительно зубную эмаль, являясь следующей стадией развития начального кариеса, находящегося в стадии «белого пятна». Это необратимый процесс, который без лечения будет проникать в более глубокие слои зубной ткани и, естественно, разрушать ее.

Лечение заключается в том, чтобы очистить зуб от налета и просверлить пораженный участок. Затем поверхность зубной единицы обрабатывается кислотой, что позволит улучшить адгезию поверхности и пломбы, на нее наносится клей, который просвечивается специальной лампой, выполняется пломбировка и шлифовка пломбы, которая сделает запломбированный участок максимально приближенным к естественному зубу. Все операции можно провести без наркоза или под местной анестезией.

Средний кариес и его лечение

Средняя форма кариеса развивается из поверхностной стадии, поражая не только эмаль, но и дентин. В связи с особой, пористой формой дентина кариесу очень легко с ним справится, поэтому заболевание крайне быстро разъедает дентин и углубляется дальше. Средний кариес подразделяется на острую и хроническую стадии, причем, заболевание может и не выявлять себя болевым синдромом, вот почему так важно вовремя ходить в стоматологию, где медики смогут поставить диагноз, используя способы, описанные немного выше.

Лечить эту форму должен стоматолог, путем обработки и зубной эмали, и дентина, формирующего контуры полости кариеса, точно так же, как при поверхностном кариесе. Затем полость заполняется пломбирующим веществом. Самым важным моментом на этом этапе является тотальное удаление поврежденных участков, в противном случае, возникнет рецидив заболевания.

Глубокая стадия кариеса

Последней стадией кариеса перед переходом его в пульпит, является глубокая стадия развития кариозного процесса, при которой поражение уже полностью разрушает не только дентин но и сам зуб, оставляя истонченный слой здоровой ткани, расположенный непосредственно перед пульпой.
Глубокий кариес может быть разновидностью обычного кариеса, в запущенном состоянии, а может развиться под пломбой, если зубы лечил неквалифицированный специалист. Наиболее тяжелую форму протекания имеет глубокий кариес передних зубов, который не только выглядит неэстетично, но и постоянно сопровождается риском сломать зуб, истончившийся в несколько раз.

Крайне важно диагностировать заболевание, ведь его можно спутать с кариесом среднего типа или пульпитом, а от правильной постановки диагноза зависит методика лечения, выбранная специалистом.

Лечение глубокого пульпита подразумевает выполнение всех вышеописанных процедур, применяемых при лечении поверхностного и среднего кариеса. Но процедура включает санацию полости при помощи антисептиков, защищающих пульпу от воздействия бактерий и реанимирующих ткани зуба, которые еще можно спасти. В первый раз стоматолог, обычно, ставит временную пломбу, чтобы прокладка могла с лекарственным веществом смогла максимально воздействовать на зуб. Если разрушительный процесс останавливается, временная пломба заменяется постоянной.

В крайних случаях зуб приходится стачивать полностью, сохраняя корень для установки штифта, или удалять, если его невозможно спасти.

Преимущества лечения кариеса в нашей клинике

Наша клиника предлагает вам высококачественное лечение и профилактику кариеса в любой его стадии, используя для этого самые передовые методики лечения, разработанные в ведущих западных клиниках. Наши врачи обладают должным уровнем квалификации, чтобы осуществить лечение кариеса максимально эффективно, сохранив зуб даже в том случае, если это 1 шанс из 1000.

Мы используем великолепное диагностическое оборудование, современные материалы и инструменты, стараясь работать так, чтобы гордиться результатом своей работы.
Именно поэтому мы приглашаем вас в нашу клинику, для посещения которой достаточно просто записаться на прием к одному из практикующих специалистов. После грамотной, профессиональной консультации врач выработает план лечения, максимально эффективный в данном случае и приступит к выполнению своих обязанностей.